Недаром говорят, что человека, который прошел ремонт, уже мало чем испугаешь. Тем более, если он «попал» на безответственную бригаду. В этой статье я расскажу о своем опыте ремонта. Возможно, это убережет вас от некачественных работ.
История из жизни
Мы с женой купили «однушку» в ипотеку. Составили детальный проект, сделали ТЗ для строителей и разместили его на одном из порталов, где можно найти специалистов. Сразу откликнулось пять-шесть ребят, начались встречи на объекте.
Определившись с бригадой, мы подписали договор, передали ключи и предоплату, началась работа. Строителей контролировала супруга. Через недели две-три стало понятно: прораб берет с нас больше денег, чем было оговорено.
когда мы очнулись от чар, то поняли: прораб «вытянул» уже больше половины бюджета, а выполнил ремонт всего на 30%. да и то плохо.
Мы встретились с прорабом и указали на его ошибки. Он их признал, извинился и продолжил работать. Следующие три недели шли неспешно, но без особых напрягов. Потом прораб начал просить оплату труда, потому что долго без зарплаты не сможет держать рабочих. Я предложил устроить большую планерку днем, на которую привел знакомого специалиста. Тот указал на грубые ошибки, начались разбирательства с действующим подрядчиком. В итоге было принято решение, что прораб сначала устраняет все ошибки, а потом мы возвращаемся к вопросам оплаты.
Через 10 дней встречаюсь с прорабом в очередной раз. На объекте ничего не изменилось. Прораб объяснил это тем, что деньги кончились, рабочим платить нечем, они развернулись и ушли.
Дальше тянуть было некуда — через три недели истекал срок аренды квартиры и нам надо было переезжать в свое жилье. Я предложил прорабу вернуть деньги за работу, которую его бригада не выполнила, и за материал, который они не закупили либо испортили по своей криворукости. Тот обвинил меня в том, что я их обманул, собрал инструменты и уехал с объекта.
Первым делом я решил позвонить на портал, на котором нашел строителей. Мне ответили: «Извините, мы просто доска объявлений и ответственности за действия других не несем». При этом, я показал письма, где они сами рекомендовали этого специалиста, как проверенного. Однако мне дали понять четко: писать не стоит, проблемы нужно решать самому. Несмотря на слоган портала «забота — это наша работа», со мной никто не связался и даже не попытался узнать, решилась ли проблема.
Чем все закончилось?
Поскольку разговоры, попытки пойти на компромиссы с изначально выбранным подрядчиком не работали, пришлось его заменить на более ответственного, но, в то же время – более высокооплачиваемого. Мы получили результат, который нас устроил, увеличение бюджета на 30%, негативное отношение к отдельно взятому прорабу и понимание, что обещания — всего лишь обещания.
Почему это все произошло?
1. Отсутствие должного контроля ремонтных работ на всех этапах.
2. Отсутствие жесткого контроля бюджета.
3. Вера человеку на слово и отклонение от подписанного договора.
Советы для новичков
Советует Максим Жмурин, организатор отделочных работ студии Geometrium:
- Чтобы ошибок, потери времени и денег, перед началом работ составьте ТЗ либо детальный проект, в котором будут учтены все работы, нюансы будущего ремонта и пожелания.
- Проверьте результат работы прораба не по словам или фото, а в жизни на действующем объекте. У хорошего прораба всегда есть текущие проекты.
- Составьте договор подряда. Даже если он будет подписан с физическим лицом, тоже будет иметь вес на случай разборок с подрядчиком.
- Не стесняйтесь проверить документы у всех рабочих на объекте и попросите ксерокопии паспортов.
- Деньги передавайте только под расписку. Обязательные пункты: дата платежа, кто получатель, кто отправитель, сумма, назначение платежа.
- Нужен жесткий контроль на всех этапах. Если вас не устраивает качество работ, немедленно требуйте исправления, а не слушайте обещания.
- Привлеките на важных этапах независимых экспертов — специалистов сторонних фирм, которые занимаются контролем качества. Это окупится, поверьте.
- Все ценные вещи (сантехнику, плитку, мебель, светильники) нужно передавать на объект под ответственность и подпись прораба. Требуйте компенсацию в случае ущерба или пропажи.
- Перед началом работ составьте график. Следите за отклонениями сроков. Стоит отметить, что значительное опережение графика тоже нехорошо, это нарушение процессов и технологий.
- На финальный платеж оставьте не менее 15% от итоговой сметы. Расплатитесь только после окончательного приема объекта. Не верьте рассказам в духе «потом приедем и закончим после праздников».
Что делать, если вы связались с безответственной бригадой?
В первую очередь, не поленитесь написать заявление в полицию о мошенничестве. Не факт, что это даст плоды, но усложнит жизнь недобросовестным подрядчикам. Также советую ознакомиться с порталами, посвященными стоп-листам и независимым отзывам. Оставьте там свой правдивый отзыв. Это поможет не «обжечься» другим людям.
Главное — не унывать и не соглашаться с плохим результатом работ. Не бойтесь отстаивать свою точку зрения, ведь вы заказчик, вам потом с этим ремонтом жить!