Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Город

Место встречи: как общественные пространства делают людей ближе

27 января 2021 6 307
2021-05-14T14:24:17.680000+00:00
Место встречи: как общественные пространства делают людей ближе
Ландшафтный архитектор из Германии — о том, как создать место, где могут встречаться разные городские культуры и зачем это нужно

Мартин Рейн-Кано — основатель немецкого архитектурного бюро Topotek 1, работающего на стыке ландшафтного дизайна и современного искусства. В конце прошлого года в рамках Недели «Стрелки» в Новосибирске он рассказал о том, какое значение в нашей жизни имеют современные общественные пространства и как с помощью заложенных в них противоречий побудить совершенно разных людей слышать друг друга. В этой статье мы изложили самые яркие его тезисы. 

Лекция, с которой выступил Мартин, называлась «Социальное и общественное здоровье в городе». На ней архитектор поделился своими воззрениями на то, что такое социальная устойчивость и как общественные пространства помогают ее поддерживать, разрешая противоречия. Несмотря на то, что мы живем в сложное время, мы знаем — любые обстоятельства могут создавать новые возможности для использования общественных пространств. В связи с этим в его бюро придерживаются двух подходов к их проектированию.

avatar

Мартин Рейн-Кано,Архитектор, ландшафтный дизайнер, основатель бюро Topotek 1

Подход 1: новая жизнь старых локаций  

Я живу и работаю в Берлине и вижу, как он изменился во время пандемии. Когда оборвались традиционные цепочки взаимодействия между людьми, в городе стали появляться новые варианты использования общественных пространств. Произошло как бы смешение общего и личного, в результате чего частная жизнь «выплеснулась» в парки и скверы.  

Что-то подобное мы наблюдали и раньше, но в гораздо меньших масштабах. Один из давних примеров этому — Адмиральский мост в берлинском районе Кройцберг. Раньше по нему ездили автомобили, а сейчас горожане приезжают сюда на велосипедах, чтобы пообщаться друг с другом — теперь это место встреч и тусовок. 

Такое переосмысление общественных пространств типично для Берлина. За последние 30 лет многие из них сильно изменились, стали более значимыми для города. С этой точки зрения коронавирус очень положительно повлиял на восприятие общественных пространств. Они стали использоваться намного активнее, чем раньше.

Вскоре после начала пандемии туда стало приходить все больше и больше людей — больше, чем когда-либо раньше, потому что в помещениях встречаться было нельзя, а на открытом воздухе — можно. Эта ситуация дала хороший толчок для развития общественных пространств, породила новые варианты их использования.

Еще один пример, о котором я хотел сказать, — Tempelhofer Park. Это один из моих любимых парков, который около 80 лет был вовсе не зоной отдыха, а крупным аэропортом. Но к началу 21 века он морально устарел, и в 2008-м году его закрыли. 

А уже в 2010-м эта территория превратилась в самый большой парк Берлина. Теперь люди приходят сюда и, например, катаются на кайтах, так как здесь нет деревьев, только открытое пространство. Для города это очень нетипично, но благодаря тому, что здесь гуляет ветер, у старой локации возникла вот такая новая функция. 

Вместо того, чтобы просто планировать какое-то конкретное использование того или иного места, можно посмотреть, а что в действительности интересно его посетителям

Тогда может оказаться, что люди пользуются им в совершенно неожиданном ключе. Возможно, такая модель модернизации старого пространства применима и в других городах. 

Мы в Topotek 1 считаем, что для здоровья социума нет ничего более ценного, чем возможность людей разного возраста, с разным культурным бэкграундом, интеллектуальным уровнем встречаться друг с другом. Поэтому прекрасно, что есть такие инклюзивные пространства, где могут соприкасаться, смотреть друг на друга представители разных слоев общества.  

Подход 2: многофункциональные пространства 

Как вы уже поняли, я убежден: урбанистам нужно перестать думать о пространствах, которые будут выполнять только одну функцию. Но можем ли мы сделать так, чтобы некоторые из них использовались для совершенно разных целей? Как показывает практика — да. Вот неожиданный пример из Берлина, где парковку для автомобилей решили превратить в игровую площадку. 

Этот проект реализован в спальном районе. Днем здесь остаются только дети, а взрослые уезжают на работу. Так почему же парковка должна пустовать в это время? Тем более, что инфраструктуры для комфортной жизни в этом районе не так уж и много. Пусть сюда приходит малышня: мне кажется, что это более устойчивый и здоровый с экономической точки зрения подход. Прекрасно, когда одно и то же место может быть многофункциональным. Такая практика помогает создавать новую идентичность города или района.

Своими проектами мы хотим подчеркнуть, что одни и те же пространства всегда можно использовать в разных целях. Этот метод подходит для любого города на Земле. Не нужно строить что-то новое, можно использовать имеющиеся ресурсы, то, что находится прямо у вас под ногами. Думаю, именно такие объекты делают города притягательными и приятными для жизни.

Идея заключалась не только в том, чтобы создать городу такой уникальный имидж, но и в том, чтобы дать голос нашим детям, которых обычно никто даже не пытается услышать. Много раз бывали случаи, когда они подходили к нам и спрашивали: «А можно вы передвинете свой автомобиль, потому что у нас здесь игровая площадка, и он нам мешает?». После таких диалогов мы поняли, насколько важно научить детей пониманию, что у них тоже есть право голоса и возможность что-то изменить.

У нашего бюро есть еще один похожий по смыслу проект: игровая площадка, которую мы сделали посреди парка в Гамбурге. Нас попросили создать площадку для игры в мяч. Но пространство для таких игр оказалось слишком маленьким, о чем мы сразу предупредили. В ответ клиент сказал: «Нам в этом парке не хватает воды». Тогда мы вспомнили об идее мультифункциональности и подумали, что можно было бы все совместить. 

С одной стороны, кажется, что площадка для игр в мяч и водный элемент несовместимы. Но я хочу рассказать вам об эстетике конфликтов, потому что иногда интеграция таких несовместимых на первый взгляд вещей в результате выглядит привлекательно. Людям интересно приходить в такие места, обсуждать их. Они говорят: «Так, что это такое? Это какая-то интересная игра, и не понятно, какие у нее правила, давайте-ка придумаем их». Они начинают общаться друг с другом, хотя бы на тему, как можно играть в эту игру. И тогда площадка оживает и становится важной для социума. 

А вот пример из города Шверин, который находится недалеко от Гамбурга. Нас попросили продлить местный исторический парк, располагающийся рядом с красивым замком и озером. Здесь было много деревьев и ровно подстриженных кустов. Администрация хотела, чтобы мы создали такую зону, куда люди могли бы приходить на пикник. Обычно такие пространства выглядят слишком некрасиво, ведь после посиделок гости оставляют много мусора, но посетители парка очень хотели иметь такую возможность. Только вот места для этого не было. 

И тогда кто-то в шутку сказал: «Если мы не можем найти место для пикника, давайте организуем пикник посреди воды». Мы подумали: «Почему бы и нет?». Давайте поиграем с этой темой, объединим несовместимое. И мы сделали зону пикника на воде. Чтобы поесть там, нужно снять обувь.

Казалось бы, одно противоречит другому, но такое необычное использование пространства привлекает людей. Вы делаете как будто что-то запрещенное: снимаете обувь, заходите в воду, хотя в общественных пространствах у нас купаться нельзя. 

Идея заключается в том, что вы создаете вроде бы что-то обычное и в то же время нет — новую эстетику конфликтующих, несопоставимых вещей. И тогда в этом месте происходит более плотное социальное взаимодействие: люди начинают комментировать происходящее, обсуждать, дискутировать между собой.

Или рассмотрим проект в Люксембурге, реализованный недалеко от штаб-квартиры Европейского союза. Это площадь, которая появилась еще в 80-е годы прошлого века. Раньше она была пустой, и жизни на ней не было никакой. Нас пригласили создать точки, где люди могли бы общаться друг с другом. 

Мы изготовили деревянные платформы и расположили их над этой площадью, чтобы задать какой-то ритм, сделать пространство более неформальным. Без этих платформ оно выглядело слишком ровным, четким, официальным.

Мы часто говорим, что европейские города очень чистые и красивые, но иногда им нужно избавиться от излишнего налета официоза, чтобы люди могли расслабиться, начать общаться друг с другом. Плюс к этому мы создали цвет. 

Белое здание на площади — это филармония Люксембурга. Прямо перед ней нами был организован фестиваль фуд-траков. Сегодня часто бывает так, что жизнь в общественных пространствах зарождается не сама по себе. Особенно, когда там нет магазинов, развлекательных мест, а присутствуют только офисы. И если вы хотите оживить такое пространство, вам нужно выступить самым настоящим куратором и придумать что-то интересное. В этом случае мы решили, что это будет фестиваль.

Есть одна неделя в году, когда лучшие фуд-траки приезжают сюда и предлагают людям свои кулинарные шедевры. Иногда жизнь в какое-то место нужно вдохнуть, потому что сама по себе она там не появится

Последний проект, о котором я хочу рассказать — территория перед бывшей погрузочно-разгрузочной станцией в Ганновере. Возле этого здания раньше была парковка, где останавливались большие грузовики. Позже здесь появился торговый центр, а потом — культурные институции. 

Нас попросили преобразовать это пространство, но мы отталкивались от исходных данных. Поскольку когда-то здесь ездили автомобили, площадка уже была асфальтированной. Так почему бы не сохранить идею движения и не обустроить места, где можно кататься на скейте и велосипедах?  

При этом парковка продолжает работать до сих пор. И те, кто использует это пространство, понимают, что у них есть право делать это по-своему, но при этом они должны быть аккуратными. Не нужно говорить: «Это моя парковка!» или «Это моя скейт-площадка!». Нет, это гибридное пространство — и то, и другое одновременно. Представители разных групп должны пользоваться им сообща, уважая друг друга, ведь это место существует на благо общественности, а не просто ради удобства определенной части населения.

Мы живем в мире, где люди чаще всего общаются друг с другом в режиме онлайн. Но когда мы контактируем в соцсетях только с теми, кто разделяет наши ценности и интересы, то рискуем оказаться в некоем пузыре — со временем между разными социальными группами начинают возникать большие контрасты. И это очень плохо!

Поэтому отлично, если общественные пространства могут стать теми местами, где вживую встречаются люди, которые при иных условиях никогда бы не встретились. Я счастлив, что локации, к созданию которых я причастен, оживают и создают особый уровень доверия в обществе.   

Неделя Института «Стрелка» прошла в Новосибирске с  9 по 14 ноября и была организована в рамках Года Германии в России 2020/21 при поддержке компании «Брусника».   

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

#город#инфраструктура#школа#мнение
городинфраструктурашколамнение
Сейчас обсуждают
Аноним
19 марта 2024
редакцияeditorial@cian.ru